Ещё немного о "Великом мастере". Несмотря на то, что другие фильмы Вонг Кар Вая мне всё ещё ближе, этот актуальнее. Надо потерпеть.
У нас есть какие-то стереотипы о том, как должен выглядеть фильм о боевых искусствах. В той рецензии, которая меня вчера так расстроила, говорилось, что в Тони Люне не хватает характера, что он хитро улыбается и изрекает что-то философское. Стоило ожидать, в общем-то, что народ захочет от великого мастера, чтобы он стучал кулаком по столу и был неимоверно суров. Но имея хотя бы минимальное представление о Китае, можно предположить, что такой человек может стать национальным героем (и то не Гуань Юем, а Чжан Фэем, который, конечно, герой, но Гуань Юй китайцам всё равно роднее), но никак не мастером боевых искусств, которые насквозь пропитаны философией. Я, конечно, предвзята, но посмотрела сейчас специально трейлер фильма "Ип Ман" 2008 года, который каждый, кому не лень, ставили в пример Вонг Кар Ваю и Тони Люну ещё до премьеры, ну и после, конечно же, тоже. Надо бы его весь посмотреть, но пока я увидела не реки, но ручьи крови и некоторую ожесточённость главного героя. А вы видели фото Ип Мана? Конечно, тот ещё материал, но какое светлое лицо! Я это всё не к тому, чтобы заклеймить кого-то, а к тому как раз, что нельзя никого клеймить, ибо, во-первых, материал подвижен в зависимости от нашего взгляда и жанра. Но об этом дальше.
Другая претензия, вытекающая из претензии об отсутствии характера - удельный вес главного героя в фильме. Действительно, половину фильма занимает история семьи Гонг (и героини Чжан Цзыи), к тому же пару раз появляется герой Чжан Чженя, казалось бы, вообще ни к чему. Естественно, что возникает пунктирный любовный треугольник, которого как будто нет, отчасти потому, что где-то посередине этого треугольника стоит кунг-фу как таковое. Неважно, как герои относятся друг к другу, важно только то, как они относятся к боевым искусствам. Герой Чжан Чженя если и познал что-то, то только себя (отсюда непомерная гордыня и жестокость). Госпожа Гонг признаётся, что познала себя и мир. И кому остаётся быть самым мудрым, познавшим и себя, и мир, и всё живое? Ип Ман.
Произведение искусства всегда выше и шире собственной системы образов и заявленной темы. А всё, что я смотрела у Вонг Кар Вая по моему субъективному мнению, является искусством. Поэтому если посмотреть на "Великого мастера" не как на "как можно было снять такую сентиментальную чушь о боевых искусствах", не как на стандартный гонгконгский боевик, а как на взрослое философское кино, то все кажущиеся недоработки сюжета, образов, съёмки (хотя какие могут быть в его фильмах недостатки съёмки) встают на свои места.