Пока я сижу на больничном, попросила своих прекрасных руководителей поскидывать мне полевые материалы на расшифровку. Среди всех этих рассказов про чудь и домовых попадаются прекрасные живые моменты общения, которые делают этот в целом монотонный процесс чуточку прекраснее. Например, когда ты понимаешь, что на самом деле интервьюер сидит за столом, потому что информант говорит совершенно без пауз: "Он писал там какое-то изучение, а может вы положите на тарелочку?".
Или вот, когда информант вышла, разговор между фольклористами в контексте... а в любом контексте наши экспедиции как-то так и выглядят:
Че (радостно): Напугаем людей!
С.Ю. (укоризненно): Елена Михайловна...
А вот этот кусок совершенно восхитителен, поэтому даже полностью приведу. Вообще любые генеалогические предположения интереснее всего расшифровывать, иногда даже интереснее, чем про сны, потому что люди рассказывают о своём возможном происхождении очень эмоционально.
читать дальше
С.Н.К.: В общем, у нас есть эта деревня Д*, бабушка у нас была оттуда, они там все чёрные. Коми-пермяки, они у нас светлые. Почему эти коми-пермяки все чёрные? Они же вообще все чёрные. Они иссиня-чёрные. Откуда у нас тут появились чёрные люди, коми-пермяки мысовские-то, вы посмотрите какие все светлые. А тут вот эти вот чёрные. Я уже просто предполагаю, потому что у нас был этот, по папиной линии, бабушка, и у неё был брат, вот он был стопроцентный вылитый турок. Бабушка была у меня иссиня тоже чёрная, вот вообще. Это уже моё предположение, потому что мне мама говорила, но я в детстве никак ни у кого не спрашивала ничё, она папу всё время называла турок. А бабушка была, бабушка Федоська, и она, значит, и папу-то в детстве звали… ну, не в детстве, они рано поженились, папе вообще было 16 лет, его Федос называли. Турок и Федос. И когда я побольше стала, я увидела дядю Афоню, который был братом у моей бабушки. И он был вообще иссиня такой чёрный. У него была такая вот кудрявая борода чёрная. Волосы были такие длинные кудрявые вообще. Откуда он пермяк-то такой? Ну, как вот они, что, сейчас я не могу узнать.
Е.М.: Предания не было, что турки пленные?..
С.Н.К.: Турки-то где только не бывали. У нас вот тут преподаватель был, у него жена была монголка. Поэтому здесь мог кто угодно быть. Д*-то, оно ведь очень раннее.